Мұғалімдер сайты
Бастауыш сынып / Музыка
23 ноябрь 2016
943
0

2 КЛАСС МУЗЫКА В РУССКИЙ КЛАССАХ

 

Поурочное планирование 2 класс «Атамура» -  4 четверть

 

Музыка

 

«РОДНОЙ КРАЙ» (8 часов)

Урок 27

«Степные просторы»

 

Рекомендуется провести вводную беседу, где разъяснить детям тематику последней четверти, связанную с музыкой, посвященной родному краю, его природе, городам, людям. Желательно сразу нацелить детей на активное участие по подбору соответствующих музыкальных произведений, стихов, иллюстраций. Рассказать детям о природе степного края. Прослушать уже знакомый детям кюй Курмангазы «Сарыарка».

Разучивание песни «Жыл мезпелдерык

Песня требует легкого, воздушного исполнения, поэтому при пении широких скачков не грузить низкие ноты, а петь светло и ласково. Есть небольшие расхождения в нотах соответственно тексту, которые следует проработать отдельно.

 

Урок 28. «Березовый край»

Береза занимает важное место в культуре многих народов. Простая и трогательная красота березы сообщает ей высокую эстетическую ценность. Стройное белоствольное светлое дерево, дающее легкую тень, украшающее в любое время года всякий сельский вид, пользуется особой любовью в России. С давних лет береза была образом России. У скандинавов береза была символом богини Нертус, которая считалась великой Матерью-Землей. До сих пор в Швеции празднуются «дни березы» между 22 апреля и 1 мая. При этом обычно сооружается так называемый «майский шест», то есть жердь с перекладиной вверху, которая украшается, обвивается молодыми ветвями березы и первыми полевыми цветами, и этот объект, фактически заменяющий натуральную березу, становится центром сбора молодежи и различных увеселений под открытым небом, напоминая именно этим древнейший праздник, совершаемый у живой, растущей Священной березы. В фольклоре балтийских и германских народов сохранились устойчивые употребления, при которых слово береза выступает в значении чистоты, невинности. В старинный русский женский обрядовый праздник - Семик, что праздновался в четверг на седьмой неделе после Пасхи, девушки шли в лес «завивать березу». Выбрав деревья, девушки завивали их - связывали верхушки двух молодых березок, пригибая их к земле. Из веток заплетали венки. При этом пели песни и ходили хороводом вокруг наряженной лентами березки, принося ее в деревню. Считается, что Умай (Умайя), тюркская богиня, олицетворяющая земное естество, спустилась на землю с двумя березами. Известно немало песен на тему березы: русская народная песня «Во поле береза стояла», песня 1971 года «Березовый сок», исполнявшаяся белорусским ансамблем «Пес-няры». Песня Владимира Трепетцова «Белая береза» (1960) стала фактически народной, ее фрагменты можно слышать во многих кинофильмах («Москва слезам не верит», «Афоня»), ее исполняли многие певцы.

У задумчивой березки На ветвях висят сережки. Ты, березка, не грусти, Почки в листья распусти.

И. Наумов

Белая береза косы распустила, Белая береза ветки опустила. Желтые листочки косы украшают, И на землю тихо, тихо опадают.

А. Кулагина

Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.

С. Есенин

Разучивание песни.

Русская народная песня «Во поле береза стояла».

Перед разучиванием коротко рассказать детям о старинной весенней традиции «завивание березки». Песня несложная в интонационном плане, ее можно спеть каноном. Желательно продумать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах: ложках, металлофонах, треугольнике. При возможности организовать хоровод вокруг самодельной березки, которую дети смастерят сами.

 

Урок 29. «Вечерний звон»

«Вечерний звон» - популярная русская песня на стихи Ивана Козлова и музыку Александра Алябьева, написанная в 1827-28 гг. Русский текст Козлова был написан в 1827 году (его первая публикация в альманахе «Северные цветы» за 1828 год). Текст Козлова представляет собой вольный авторский перевод стихотворения ирландского англоязычного поэта Томаса Мура «Those evening Bells. Текст «Those evening Bells», выбранный Козловым для перевода, входил в цикл «Русских песен» («Russian Airs») и имел подзаголовок «Air: The bells of St.Petersburg».

Оригинал Т. Мура «Те вечерние колокола»

Вечерние колокола!

Вечерние колокола!

Как много рассказывает их музыка:

О юности, о доме и о том сладком времени,

Когда я в последний раз слушал их

умиротворяющий перезвон.

Те счастливые часы миновали;

И многие сердца, которые тогда были веселы,

Ныне покоятся в могильной тьме

И больше не слышат этих вечерних колоколов.

И так же будет, когда меня не станет: Этот гармоничный перебор не умолкнет, Когда другие барды пройдут по этим долинам И воспоют вам хвалу, милые вечерние колокола.

Стихотворение И. Козлова «Вечерний звон»

Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он О юных днях в краю родном, Где я любил, где отчий дом, И как я, с ним навек простясь, Там слушал звон в последний раз!

Уже не зреть мне светлых дней Весны обманчивой моей! И сколько нет теперь в живых Тогда веселых, молодых!

И крепок их могильный сон; Не слышен им вечерний звон.

Лежать и мне в земле сырой! Напев унывный надо мной В долине ветер разнесет; Другой певец по ней пройдет, И уж не я, а будет он В раздумье петь вечерний звон!

В вокальном исполнении сложилась традиция не исполнять все стихотворение целиком, а использовать лишь его часть. Принято считать, что классическим вариантом музыки к стихам Козлова стали ноты Алябьева. Романс «Вечерний звон» с музыкой Алябьева был издан в Москве в цикле «Северный певец» в 1828 году. Песня обрела популярность на рубеже 1820-1830-х годов. В 1829-1830 годах имели место две публикации песни (М., СПб). Она распространилась в светских салонах, и уже в 1831 году мелодия Алябьева вошла в фортепианную фантазию Л. Лангера, фортепианное переложение неизвестного автора в «Музыкальном альбоме» на 1831 год, а затем неоднократно аранжировалась композиторами, в числе которых А.И. Дюбюк, К.П. Вильбоа (на два голоса) и др. Стихотворение Фета, посвященное памяти Козлова, «Вечерний звон» (1840 год):

Но что ж, - певец земных страстей, Ты не умрешь в сердцах людей! -Так я мечтал - и надо мной Пронесся чрез эфир пустой Какой-то грусти полный стон, И я запел вечерний звон!

Известны классические исполнения романса басом Борисом Штоколовым и тенором Иваном Козловским. Среди современных исполнителей этого произведения - Олег Погудин, Евгений Дятлов и Евгения Смольянинова. В 1996 году Юрий Чернавский на первую строфу стихов написал песню, обработанную в современном формате. Ее исполнил Валерий Леонтьев. Хоровая обработка А.В. Свешникова, использованная в фильме «Калина красная» Василия Шукшина. Песню исполняли «поющие старики» Маэстро в фильме Леонида Быкова «В бой идут одни «старики»». В экранизации Леонида Гайдая романа И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев» песню несколько раз напевает отец Федор, а ряд эпизодов с его

участием сопровождается колокольным звоном. В экранизации Александра Алова и Владимира Наумова пьесы Михаила Булгакова «Бег» в одном из эпизодов песню напевает Парамон Корзухин, а ему подпевает персонаж по фамилии Тихий. В кинокомедии военных лет «Небесный тихоход» герой Николая Крючкова под эту мелодию в своем первом боевом вылете после ранения - на фанерном ночном бомбардировщике У-2 - методично бомбит новейшую вражескую суперпушку, предупредив перед полетом девушку - своего штурмана - что в небе обычно поет русские народные песни.

Урок 30. «Живой родник»

Тему данного урока желательно связать с проблемой экологии, с ролью чистой воды в нашей жизни.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.

Мы привыкли, что вода

-Наша спутница всегда!

 Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить!

 

«Вода! У тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха! Тебя невозможно описать! Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь!» (Антуан де Сент-Экзюпери). Культ воды характерен для многих народов мира. Древние народы предпочитали селиться у воды, по берегам озер и рек. Воде, как источнику жизни, поклонялись кочевники, земледельцы и охотники-рыболовы (культ водоемов, родников и колодцев, культ рек и дождя). Почитая воду, люди наделяли ее особой живительной, очистительной и целебной силой. С культом воды были связаны многие народные праздники, сопровождающиеся купанием или обливанием. Распространены  народные обряды, связанные с водой: шутливое обливание водой друг друга (отголосок магического ритуала вызывания дождя), катание на лодках, украшенных зеленью и цветами. Многие народы почитали воду священной стихией, считая ее первоосновой и источником всего живого. Это неиссякаемый источник жизни (родник), именно вода дает животворящую силу земле. Родник -это хранитель и даритель целебной силы. Нижеследующие стихи можно использовать в творческом задании на создание звукового фона. Учитель выразительно читает стихотворение и предлагает детям «прозвонить» его, выбрав подходящий по звуку инструмент из заранее разложенных (барабан, бубен, колокольчик, металлофон, кастаньеты, бокальчики). Дети должны объяснить тот или иной выбор инструмента.

Меж берез, под трепетными кронами На заре танцуют мотыльки Под мелодию чуть слышную, знакомую, Что для них играют родники.

И бегут ручьи, преград не ведая, Чтоб назваться именем реки. С голубого ручейка начинается река, Ручейки питают родники.

М. Смирнова

- Ты скажи мне, реченька лесная, Отчего ты звонкая такая?

- Утром надо мной поет синичка, Оттого и звонкая водичка!

- Ты скажи мне, реченька лесная, Отчего ты чистая такая?

- Чистым голоском поет синичка, Оттого и чистая водичка!

- Ты скажи мне, реченька лесная, Отчего ты синяя такая?

- В родничке купается синичка, Оттого и синяя водичка!

В. Орлов

Родник

Если тебя неудача постигла, Если не в силах развеять тоску, Осенью мягкой, осенью тихой Выйди скорей к моему роднику. Если глаза затуманились влагой, Из родника поплещи на глаза. Можешь поплакать, Спокойно поплакать, Кто разберет, где вода, где слеза.

Жанна Бичевская

Родники

Родники вы мои, родники, К вам вернусь, где б меня не носило, И святою водою напьюсь В роднике, прямо в сердце России. Вас топтали копыта коней, Сталь звенела и жизни косила, Но с веками сильней и сильней От земли набирали вы силу .. .Так напьемся святою водой, Той, что прадеды пили и деды, И вернемся мы с чистой душой, Растворив в родниках свои беды.

О. Газманов

Образ воды - один из самых популярных в звукоизобразительной музыке. Многие композиторы обращались к образу воды. Их вдохновляло и журчание родника, и грозное бушевание океана. Звукоизобразительностью проникнут цикл Ф. Шуберта «Прекрасная мельничиха». Через весь цикл проходит образ ручейка. Он как бы двойник рассказчика - его друг, советчик, учитель. Образ бурлящей воды, зовущей к движению и странствию, открывает собой цикл («В путь»), и юноша, следуя течению ручья, бредет неизвестно куда («Куда»). Ровному журчанию ручейка, образующему неизменный звукоизобразительный фон этих песен, сопутствует радостное, весеннее настроение. В выражении благодарности ручейку за то, что он привел героя к возлюбленной («Благодарность ручью»), бездумно-счастливое настроение сменяется более сдержанным и сосредоточенным. Отвергнутый возлюбленный ищет и находит утешение у ручейка («Мельник и ручей»). В последней песне («Колыбельная ручья») лаконичными приемами создан образ печальной умиротворенности и забвения. Приведем еще несколько примеров: «Игра воды» М. Равеля, баркаролы Ф. Мендельсона, «У ручья» Р. Глиэра, «Аквариум» К. Сен-Санса.

Урок 31. «Любимый город»

Урок посвящен песням о городах. Учитель может сделать подборку самых популярных песен о городах. Цель урока - показать, как любовь к родному городу, восхищение красотой и величием родных улиц и зданий отражаются в музыкальном творчестве. Это, конечно же, песни. Рекомендуем послушать одну из многочисленных песен о Москве, песню Д. Тухманова на стихи Р. Бабаджан (перевод Л. Ошанина) «Сияй, Ташкент». Замечательная песня «Сердце Казахстана» композитора Е. Хасангалиева на стихи О. Атаянц в исполнении Бибигуль Тулегеновой станет лирической кульминацией урока: «Город быль и город сказка, с чем сравнить тебя! Всей земли и неба краски ты вобрал в себя! Под солнцем юга: добра, чиста - тюльпан цветущий Алма-Ата. Вся в ожерелье алмазных гор, и дарит счастье твой светлый взор». Завершит парад песен о городах песня Т. Мухамеджанова на стихи Н. Назарбаева «Мой город Астана». В качестве задания для самостоятельной работы поручить детям расспросить родителей и знакомых о песнях, посвященных различным городам.

Следует сказать, что не только песни, но и более масштабные произведения музыкального искусства были созданы в честь городов и их жителей. Вспомним кантату П. Чайковского «Москва», знаменитую «Ленинградскую симфонию» Д. Шостаковича, «Гимн великому городу» Р. Глиэра. Итальянский композитор О. Респи-ги посвятил любимому городу целую симфоническую трилогию: «Фонтаны Рима», «Пинии Рима», «Празднества Рима». Казахстанский композитор Алмас Серкебаев посвятил новой столице мюзикл «Астана».

В качестве дополнительного материала рекомендуем ознакомиться с 12-серийным циклом «Великая музыка великих городов»: «Саймон Кэллоу, британский актер, писатель и музыкальный эксперт, приглашает в музыкальное путешествие по самым красивым уголкам земли, по величайшим городам Европы, старинным и прекрасным, готовым рассказать о жизни и музыке знаменитых композиторов. Моцарт, Бах, Бетховен, Григ, Вивальди, Чайковский, Гендель, Дебюсси, Россини, Шопен, Элгар, Рахманинов - это лишь некоторые имена. Это путешествие откроет удивительный мир классической музыки с неизвестной стороны. Музыка рождалась отнюдь не в головах композиторов, она начиналась там, где они родились, жили и умерли, где были счастливы и печальны, где их признавали и отвергали. Это путешествие по самым красивым городам Европы, которые ни что иное, как часть мира классической музыки».

Уроки 32-33. «Родной край, родная земля»

Урок посвящается музыкальному творчеству народов, населяющих родной край учащихся. Это может быть уйгурская, татарская музыка, казачьи песни. Можно построить урок исходя из национального состава класса («Музыкальные языки нашего класса»), подключив к подготовке учащихся - представителей разных национальностей. При этом стоит поговорить не только о музыке, но и о других элементах национальной культуры: одежде, национальной кухне, играх, танцах, сказках и легендах, упомянуть национальных героев и известных представителей искусства. Желательно сравнить музыку того или иного народа с изученными образцами: уйгурская музыка имеет общие элементы с узбекской, казачьи песни схожи с русскими и украинскими народными мелодиями и т.д.

Разучивание песни.

Дуйсекеев К., Сариев Ш. Туган жер.

Патриотическая песня. В первом куплете поется о любви к аулу, где живут бабушка и дедушка. Во втором куплете поется о любви к городу, где живут папа и мама. В третьем куплете поется о любви к родной земле. При разучивании обратить внимание на распев слогов. Исполнять мягким, напевным звуком.

Подстрочный перевод:

Я люблю тебя, мой аул!

За то, что луга утопают в цветах,

За то, что там живут мои дедушка и бабушка.

Я люблю тебя, мой город!

За то, что улицы в цвету.

За то, что там живут мои мама и папа.

Я люблю свой край родной!

Это - родина дедушки и бабушки.

Это - родина отца и матери.

-Урок 34. Итоговый урок «Вспоминаем, повторяем»

Завершающий урок-концерт можно подготовить на основе предыдущих итоговых уроков: выбрать и повторить наиболее удачные номера. Но, конечно же, следует добавить музыкальные номера по итогам четвертой четверти. Тематика последней четверти поможет привлечь к концерту материалы смежных дисциплин: литературного чтения, познания мира, казахского языка, ИЗО. Подобные интегрированные уроки пользуются популярностью и всячески приветствуются. Предлагаем материалы для подготовки концерта.

МУЗЫКА

Послушай: музыка вокруг, Она во всем - в самой природе, И для бесчисленных мелодий Она сама рождает звук. Ей служат ветер, плеск волны, Раскаты грома, звон капели, Птиц несмолкаемые трели Среди зеленой тишины, И дятла дробь, и поездов Гудки, чуть слышные в дремоте, И ливень - песенкой без слов Все на одной звенящей ноте. А снега хруст! А треск костра! А металлическое пенье И звон пилы и топора! А проводов степных гуденье! ...Вот потому-то иногда Почудится в концертном зале, Что нам о солнце рассказали, О том, как плещется вода, Как ветер шелестит листвой, Как, заскрипев, качнулись ели... А это арфы нам напели, Рояль, и скрипка, и гобой. нотный дом

Здравствуй, добрый нотный дом!

- Кто живет здесь?

- Мы живем! -Дружно ноты говорят, Собираясь в звукоряд.

В дом нам хочется войти, Но преграда на пути: На двери висит замок, Кто б его открыть помог?

Есть волшебник и у нас, Ласковый, как солнца луч, Открывает дверь сейчас Фантазер - скрипичный ключ.

Я - нота «До»,

я в пальто фиолетовом,

«До-до-до», - напеваю приветливо.

Нота «Ре»

Во дворе

краской синей

«Ре-ре-ре», - написала красиво.

Нота «Ми»,

«Ми-ми-ми» -

Мы с тобой.

У тебя платья цвет

голубой.

Нота «Фа» как зеленая фея, «Фа-фа-фа», - повторяем скорее.

Нота «Соль» - это солнечный зайчик,

«Соль-соль-соль»,

желтый как одуванчик.

«Ля-ля-ля» - цвет оранжевый, спелый: Нота «Ля» апельсинов наелась.

«Си» - волшебного красного цвета, «Си-си-си», словно мак из букета.

Ах, какой чудесный дом,

 Сколько ярких красок в нем!

Если их передружить,

Можно радугу сложить.

Вместе с нотами потом

Мы о радуге споем,

Будут радовать ребят

Краскоряд и звукоряд.

Расскажи-ка папе с мамой,

Повторить их попроси:

Звукоряд зовется гаммой

 -До-ре-ми-фа-соль-ля-си.

Будем звуки собирать,

Будем в радугу играть!

СТРАНА МУЗЫКИ

Есть на земле одна страна,

Зовется музыкой она.

Созвучья в ней живут и звуки,

Но чьи их открывают руки?

Кто заставляет мир звучать,

Когда он устает молчать?

Когда он будто бы струна,

Которая звенеть должна?

Конечно, это музыкант,

Его порыв, его талант,

Его желание творить

И людям красоту дарить.

Он учит душу ввысь смотреть

И, не боясь преград, лететь

В страну, где звуки дарят счастье,

Где все у музыки во власти.

МУЗЫКА ВОЛШЕБНИЦА

У старика спросил поэт:

- Что музыка такое, дед?

- Воспоминание она.

В ней юность давняя слышна.

Был задан девочке вопрос, Она ответила всерьез:

- Похожа музыка на луч, Окно пробивший из-за туч.

А юноша ответил так:

- Без музыки нельзя никак. Душа без музыки грустит,

В простор волшебный не летит.

А девушка, пожав плечом, Сказала: «Музыка - наш дом, В ней - все родное, все свое. Во всем дыхание ее».

- Вы правы все, - сказал поэт, Прекрасен каждый ваш ответ. Одно хочу я повторить -

Нас учит музыка любить.

 

Пікір беру