Мұғалімдер сайты
География
16 апрель 2016
2560
0

Трудовые ресурсы, социальная и профессиональная структура

Шарафиденова Венера Утеулиевна

г. Атырау, школа №4 имени Ю.А. Гагарина, преподаватель истории и географии

 

9 -  класс.  География

 

Тема урока:    Трудовые ресурсы, социальная и профессиональная структура

 

Цель урока: 

- Сформировать представление о рынке  труда, причинах безработицы, о требованиях к современному работнику.

- Дать понятие о «трудовых ресурсах» и «экономически активном населении».

- Способствовать профессиональному самоопределению учащихся.

 

Тип урока: изучение нового материала

 

Ход урока

 

  1. I. Организационный момент

            Приветствие. Выявление отсутствующих.

 

  1. II. Проверка домашнего задания

            Выполнение теста (Население. Плотность населения)

 

III.  Объяснение новой темы

 

- Каждый из вас в ближайшие годы будет выбирать профессию, искать работу и столкнётся с ситуацией на рынке труда Казахстана. Что же вам надо знать о рынке труда?

  1. Трудовые ресурсы Казахстана.

- Часть населения Казахстана (9 млн. человек, 59,2%)  в возрасте от 16 лет до 63 лет включительно – мужчины и до 58 лет женщины относятся к трудоспособному населению, способному работать  в хозяйстве страны, т.е. трудовыми ресурсами. А учащиеся с 14 лет в период школьных каникул тоже имеют право работать, т.е. являются трудовыми ресурсами.

Рассмотрим схему. Состав трудовых ресурсов Казахстана и их использование. Всё население Казахстана делится на 3 группы:

  • Дети;
  • Население в трудоспособном возрасте (к трудоспособному населению не относятся инвалиды)
  • Пожилые (пенсионеры)

Запись в тетрадь:

Трудоспособное население – это трудовые ресурсы, которые состоят из:

  • Занятые в домашнем и личном подсобном хозяйстве (например, женщины домохозяйки);
  • Учащиеся (часть учащихся – старшеклассники в возрасте лет, студенты)
  • Работающие лица старшего возраста (пенсионеры)

Часть трудовых ресурсов работает в хозяйстве (экономике) или ищет работу (безработные, каждый 13 (2005)) – их называют экономически активным населением.

Экономически активное население (ЭАН) – это трудовые ресурсы, участвующие в общественном производстве или желающие в нём участвовать. (это 7,7 млн. человек, из ни 90% - люди работающие, наёмные, кооперативы, семейные предприятия).

В некоторых странах безработные не относятся к экономически активному населению.

Рынок труда – это соотношение спроса на рабочую силу и её предложения состороны трудоспособного населения.

2/ Безработица и дефицит работников.

- В 70-х годах был огромный спрос на рабочую силу. Поменять место работы, устроившись на другое предприятие или учреждение, было не трудно. Везде висели объявления: требуются – и список специалистов, востребованных предприятием. Сейчас, особенно в средних и малых городах, трудно найти подходящую работу. Правительство признало официально существующую в стране безработицу.

Выясним, как зависит спрос на рабочую силу от оплаты труда:

  • При низкой оплате труда: работодатель может набрать больше дешёвых работников, а работник не имеет большого желания работать на низкую зарплату. В результате много свободных мест, высокий спрос на рабочую силу, т.е. – дефицит работников. – спрос выше предложения.
  • При высокой оплате труда: работодатель должен обходиться меньшим числом работников. Работник хочет получиь высокооплачиваемую работу. Рабочих мест мало, а предложения рабочей силы высокие. Предложение выше спроса – ситуация безработицы.

Вопросы классу:

- Какова ситуация с безработицей в Казахстане? (из 7,7 ЭАН – 8% - 6езработные)

- Где сегодня, на ваш взгляд, требуются работники, а где высокий уровень безработицы?

- Как вы считаете, может ли сейчас безработный жить на пособие по безработице? Лучше заниматься любой работой, даже, если она вам не нравится, или жить на пособие по безработице?

- Какие профессии вы считаете самыми престижными? Перечислите их по ранжиру с 1-10.

- Какую профессию вы хотели бы получить? Какие качества для этого необходимы?

- Какие профессии вы считаете необходимыми в нашем районе?

- Какие учебные заведения имеются в нашем городе, республике, области? Какие профессии можно в них получить?

 

  1. IV. Самостоятельная работа с учебником

Пункт «Городское население» прочитать самостоятельно. Сделать конспект-схему. (5 минут)

В парах рассказать друг другу тот материал. Который поняли.

Вопросы к классу:

- Какое население относится к городскому? (население городов и ПГТ)

- От чего зависит рост населения городов? (рост промышленности, расширение сети ж/дорог, увеличение добычи и переработки п/и).

- Назовите статистические данные городского населения на 2005 год? (57%)

- Что называется урбанизацией? (увеличение численности городов и городского населения)

- Назовите количество городов в Казахстане? (86) Деревень? (200)

- Назовите города – миллионеры в РК? (Алматы, Караганда)

Внутренняя миграция способствует росту числа горожан  в следующих областях: Кызылординская, Актюбинская, Карагандинская, Северо-Казахстанская, Костанайская, г. Астана.

В Казахстане наблюдаются 2 городских агломерации: Алматинская и Карагандинская.

Городская агломерация – это концентрация населённых пунктов в окрестностях крупных  промышленных центров.

 

  1. V. Закрепление

– Что называется трудовыми ресурсами?

- Относятся ли к трудовым ресурсам учащиеся?

- Что такое экономически активное население?

- От чего зависит уровень безработицы в стране? ( от уровня оплаты  труда, уровня естественного прироста, от структуры хозяйства, скорости создания новых рабочих мест)

- Что такое рынок труда?

- Какие профессии востребованы в нашем регионе?

 

VІ.   Домашнее задание: §4 (§5)

Дополнительное задание (по желанию): по материалам местных СМИ, информационно-справочных материалов, службы занятости выясните, какие специальности востребованы в вашем районе. Какие вакансии имеются на данный момент? Какие вакансии ожидаются через 3-5 лет?

 

 

 

 

Пікір беру