Мұғалімдер сайты
Тарих
24 апрель 2016
727
0

Каменный век на территории Казахстана

Шарафиденова Венера Утеулиевна

г. Атырау, школа №4 имени Ю.А. Гагарина, преподаватель истории и географии

 

5 -  класс.  История Казахстана

 

Тема:    Каменный век на территории Казахстана

 

Цель: Ознакомить учащихся с древнекаменным веком-палеолитом, неолитом.

Задачи:

            Образовательная: Дать знания о самом продолжительном периоде в истории человечества периоде – каменном веке. О развитии орудий труда древнего человека, об изменении в природе Казахстана

              Развивающая: Уметь сравнивать достижения древних людей в развитии материальной и духовной культуры, делать выводы. Развить способности работы с картой

              Воспитательная: Воспитать человеколюбие, трудолюбие, а также чувство неоюходимости сохранения памятников древности.

 

Тип урока:  комбинированный

Наглядные пособия:  Карта «Казахстан в древности»

 

Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Проверка знаний полученных на предыдущих занятиях

 

1 вариант

1.Что называется тотемизмом – система традиционных представлений людей  при родовом строе, кот связывает..

  1. Когда и где жили самые первые человекоподобные существа (Азия и Африка 2,5-3)
  2. В каком году и как был назван человек, которого нашли археологи в Восточной Африке (австролопитек)
  3. Что означает синантроп и что он умел делать
  4. Объем мозга австролопитека(600-650)
  5. Где был найден неандерталец и когда он жил
  6. На территории Казахстана когда появились первые люди(1 млн лет назад)
  7. Где был найден кроманьонец(Франция)

2 вариант

  1. Что называется тенгрианством культ – вера в различные верования
  2. Работы каких исследователей вы знаете(таблица)
  3. Как называли самых первых людей на Земле (гоминиды)
  4. Что означает понятие «хомо хабилис»- (чел умелый)
  5. Где был найден питекантроп и как назвали (острове Ява, прямоходящий чел)
  6. Объем мозга синантропа и питекантропа(1000 м)
  7. Какой академик и где нашел скелет неандертальского мальчика( Окладников, в пещере Тешикташ)
  8. Где был найден кроманьонец(Франция)

     

ІІІ. Объяснение новой темы

План

1.Палеолит

  1. Каменные орудия труда

3.Среднекаменный век (мезолит)

  1. Новокаменный век(неолит)
  2. Достижения древнейших людей в эпоху неолита

Палеолит происходит от 2 слов палео-древний и литос-камень.

Каменные век 3 периода:древнекаменный(палеолит), среднекаменный(мезолит), Новокаменнный век(неолит).

Палеолит-2,5млн. лет до н.э до 12 тысячелетия до н.э.----  3 периода: 1. древний палеолит-2,5-140тыс лет до н.э.  2. средний пал или мустье(140-40 тыс лет до н.э.   3. поздний палеолит(40-12 тыс лет. До н.э.)

Все орудия изготавливались из камня, а в частности резцы, скребла, рубила. Оттачивая камень, получали острое зубило-чоппер.  Чтобы изготовлять ножи использовали тонкие камни.В среднекам веке использовали  орудия из округлых нуклеусов(ядрищ). Каменные шары, привязанные друг к дрс пом веревки наз-сь боласами. 

Примерно 100-80 тыс лет назад похолодало, льдом покрыты суши. Это б/началом ледникового периода. Около 12 тысяч лет назад ледник нач таять, начали формироваться растительный и животный мир. Из животных распоространены носороги, дикие лошади, мамонты.

После палеолита начался  мезолит.(12-5 тысячелетия до н.э). – самый слабоизученный период в истории. Очень мало памятников этого периода. В это время полностью вымерли мамонты, носороги. Люди больше занимались охотой, стали использовать лук и стрелы. Возникли новые приспособления для охоты и ловли зверей это бумеранги-изогнутые палки для кидания в животных. Изобрели капканы. Начали заниматься рыболовством, изобретены лодки, плоты. Усовершенствовалась техника обработки камня.Появилось спец  приспособление для расщипления камня. В эп мезолита происх массовое освоение территорий-вошли Дальний восток Евразии, Америка.

Последний период камня-это неолит(5-3 тысячелетия до н.э) Люди стали заниматься скотоводством, земледелием., высокого уровня достигла техника обработки камня. Неолитические орудия изготавливали из нефрита, кварцита и яшмы. Камни начали сверлить Из кости и рогов делали гарпуны, копий, стрелы, иглы. Культуру обработки камня называют «микролитической культурой»(микро-малый и литос-камень). Важным было изготовлений глиняной посуды, которую украшали геометрическим узором. Найдены глиняные сосуды яйцевидной формы+зернотерки. Древние люди стали разводить скот, выращивали зерновые культуры. Начали приручать диких животных. Первым б/приручена дикая собака, позже овцы, козы, коровы. Появились зачатки металлургии, выплавляли из руд металлы, что доказывается археологами. Кроме, того возникает производящее хозяйства. Все эти изменения получили название в науке как «неолитический переворот».

 

Закрепление

 

  1. На какие периоды делится древнекаменный век и палеолит
  2. Чем характерна эпоха мезолита
  3. Какие достижения происходят в охоте
  4. Отличительные признаки эпохи неолита

 

Домашнее задание: §14, выучить все периоды

 

Оценки за урок

 

 

Пікір беру